Минфин согласен до некоторой степени избавить малые предприятия от фискального сбора на имущество, который будет высчитываться на основании кадастровой стоимости недвижимости предприятий, то есть, торговых и офисных помещений. Причины, по которым предприниматели были лишены льгот, — «серые схемы», используемые крупным бизнесом. В Финансовом ведомстве внесли ясность: подобный вариант развития событий был обсужден во время очередного совещания в администрации президента. Однако, до сих пор непонятно, какова должна быть площадь помещения, чтобы получить освобождение от налоговой повинности.
Упразднение «имущественных» льгот с июля 2014-го, а с начала 2015-го — для малых предприятий, которые выплачивают фискальные сборы, либо используя упрощенную систему налогообложения (УСН), либо — единый налог на вменённый доход (ЕНВД), не осталось без внимания общественных организаций, поставивших перед собой цель — защита прав предпринимателей.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Эксперты вычислили, малым предприятиям, — это касается как собственников, так и арендаторов помещений, — из-за налога, получившего имя «кадастровый», грозят весьма ощутимые убытки. К тому же, нынешняя кадастровая их оценка, по мнению многих, весьма несовершенна и вызывает немало нареканий. ☆★
Компенсировать налоговое бремя будет возможно, но лишь… за счёт конечного потребителя товаров и услуг, другими словами — повысив цены. Другой вариант избежать выплаты повысившегося в одночасье фискального сбора — попросту закрыть бизнес.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Кабмин РФ подготовил доклад президенту о том, какие последствия может принести малому бизнесу отмена льгот при уплате имущественного налога. В апреле Владимиром Путиным был подписан закон, обязывающий малый бизнес выплачивать налоги с имущества по его кадастровой стоимости. ☆★
Пока же финансовое ведомство не собирается отказываться от этого сбора, утверждая, что владельцы крупных торговых и офисных площадей, которые с января 2014-го сочли себя «пострадавшими» после введения имущественно–кадастрового налога, весьма быстро сориентировались в ситуации и приступили к «дроблению» своих объектов недвижимости на несколько более мелких частей.
Служащие Минфина считают, что функционирующая ныне редакция закона разработана вовсе не для отягощения малого бизнеса дополнительной налоговой нагрузкой, а лишь для предотвращения уклонения крупных собственников от уплаты налога на имущество, вычисленного по кадастровой его стоимости.
В ведомстве отследили несколько прецедентов, когда в столице ряд зданий были незамедлительно переданы во владение, с позволения сказать, «малому бизнесу», — организациям, использующим упрощенные и специальные и режимы налогообложения, и не имеющим больших доходов. Цель такого шага — освободиться от нового сбора.
Но, в то же самое время, было признано, что в разработках Минфина есть слабое место. Оно касается малых компаний, работающих добросовестно, на которых в целях уклонения не записаны офисные и торговые центры. Вот для таких предприятий, сочли все участники дискуссии в администрации президента, существовавшую до недавнего времени налоговую льготу можно было бы и оставить.
Вместе с тем, участники совещания «пришли к общему знаменателю» и в том вопросе, что делать выводы сейчас было бы рано. Они будут скоропалительными, так как нововведения не успели себя проявить в полной мере за столь малый временной отрезок. Внятных итогов, — пусть даже первых, предварительных, — взыскания имущественного налога по новой схеме нет.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Лишь три региона: Москва, Амурская и Кемеровская области, воспользовавшись своим правом, ввели его, но в отчётность налоговиков результаты не попали. ☆★
В ведомстве была достигнута договорённость, дождаться выкладок по итогам года, проанализировать их и «вести с полей», — что же происходило в 2014-м с малым бизнесом, какое влияние оказала уплата «кадастрового» налога на имущество, — и лишь потом принять решение, следует ли оставить льготу всем «малышам».
Служащие Минфина заявили, что более предпочтительный подход — запретить переводить на льготные налоговые спецрежимы те предприятия, которые выплачивают налог с имущества по кадастровой стоимости.
В «Опоре России», между тем, был предложен следующий выход: определить минимальную площадь помещений, собственники которых, — малые компании, перешедшие на налоговые спецрежимы, — должны платить взносы в бюджет с кадастровой стоимости. Инициатива была поддержана в финансовом ведомстве. Установленный метраж пока определён в 1000 «квадратов».
По оценкам «Опоры», подобных предприятий в нашей стране свыше 90 процентов. Большая часть из них — владельцы помещений, где располагаются небольшие семейные магазины, кафе, ресторанчики, автосервисы и парикмахерские.
Что же касается арендаторов, то определить вычет по площади для них будет крайне сложно, и даже практически нереально. Кроме того, следствием этого почти точно станет разрастание «теневых» схем бегства от налогов, считают в президиуме «Опоры России», такие, например, как дробление бизнеса. Новым налогом предложено обложить лишь используемые помещения, а вот складские и вспомогательные помещения, не приносящие прибыли — нет.
Бизнесмены считают, что действия властей весьма неуклюжи: отмену льготных режимов сменяют попытки предусмотреть исключения. Для успешного противодействия «уклонистам» необходимо более тонкое регулирование налогового законодательства, исключения следует делать по видам объектов, — ведь недвижимость в небольшом отдельно стоящем магазине и в крупном торговом центре — две большие разницы.